?

Log in

No account? Create an account
KOCTA
Очень люблю Арзамас, хотя они и игнорируют все негуманитарные… 
19th-Sep-2015 05:55 pm
Гном
Очень люблю Арзамас, хотя они и игнорируют все негуманитарные отрасли знания. Но в материале про эзопов язык там явно перегнули палку. В тайный смысл исполнения Кобзоном (извините за выражение) "Летят перелётные птицы" на праздничном октябрьском концерте ещё можно как-то поверить (хотя и с очень большим трудом). А вот в то, что упоминая в описании быта песцов слово "кормушка" Юрий Коваль в "Недопёске" намекал на СССР, уже никак не получается. Ведь песцов (а равно ондатр, нутрий, соболей, лисиц) на зверофермах действительно кормят из кормушек.
"В то время и редакторы и цензоры искали и находили подтекст, и авторы ухитрялись что-то протащить, и зрители искали и находили эзопов язык даже там, где его и вовсе не было. " Г.Данелия
Comments 
20th-Sep-2015 09:24 am (UTC)
Полностью согласен.
А Лукин пусть настаивает, вот только мне кажется, он самого себя в этом не убедил — неужели он сам политическим цензорам из прачечной или роскомнадзора или ветеранам Главлита свои работы отправляет?
Мне просто очень не нравится, когда в научпопе такие абсурдные идеи транслируются, всё ж другие ожидания по уровню обоснования утверждений.
20th-Sep-2015 11:33 am (UTC)
У Лукина несколько более сложная концепция, но лучше Вам прочитать это эссе самостоятельно, благо в сети оно имеется.
30th-Sep-2015 10:40 am (UTC)
Прочитал, типичный набор ошибок, основу которых мы уже обсудили в паре коротких предложений выше.
Но можно и детально рассмотреть, тема важная и ошибки широко распространены:

1) смешиваются в одну кучу все возможные ограничения. Гос. цензура с угрозой применения силы совершенно не то же самое, что цензура какого-нибудь совкового редактора без оной (соответственно, с нулевыми последствиями от "настучали в обком или комитет"), даже если мотивы редактора одинаковы. Ну хотя бы потому, что в первом случае найти нормального редактора почти невозможно, т.к. все под этим страхом репрессий ходят.

2) в разговоре между ред. политикой и цензурой оспаривается какая-то глупость про "Цензура – это учреждение. Цензор – это должность". Цензура — это в первую очередь правило, запрет на высказывание чего-то. И если за нарушение этого запрета любой человек сможет убить всю редакцию, то при чём тут отсутствие официальной должности цензора и официального учреждения, где эти цензоры работают? Поэтому пример с милым Сашей, который выполнял функции цензора ни о чём.

3) пугает неспособность автора выйти за пределы своих личных обид: "А знаете, она [цензура] для меня и после 1991-го не исчезала бесследно".

Теперь перейдём к главному — обоснованию отсутствия вреда цензуры для фантастики (кстати, меня это меньше всего волнует, т.к. основной вред цензуры я вижу в ограничении общественно-политического дискурса, в котором фантастика играет очень низкую роль).
1) отсутствие взлёта фантастики без рассмотрения нескольких факторов, влияющих на количество и качество произведений в жанре, означает пустоту анализа, без которого никакого вывода сделать нельзя.
2) особенность "защиты от дурака" в жанре — так а кто ж мешает такую же защиту в отсутствии цензуры придумывать? Тут лишь повторю свой более ранний вопрос — автор свои работы цензорам отправляет, чтобы "защиту от дурака" подшлифовать или как?
3) автор себя считает умнее Гоголя, оценивая запасной вариант лучше основного ("Резервный вариант явно ехиднее основного"). Я вот с этой оценкой не согласен. И что, весь аргумент в защиту цензуры уходит в трубу?
4) Рост потребления в случае запрета ("если произведение запрещалось в целом,... оно немедленно разбегалось в списках").
Фактически неверное утверждение, основанное на оценке исключений (сейчас есть т.н. эффект Стрейзанд). Например, в нашу самую современную эпоху с наличием методов обхода блокировок сайтов тем не менее количество посещений заблокированных сайтов в целом падает и довольно сильно, иногда приводя к виртуальной смерти ресурса. Но, конечно, есть исключения для отдельных материалов, если шум поднимется, то их больше прочитают. Но вот шум-то постоянно невозможно поднимать, а барьер к потреблению существует постоянно.
Хотя, казалось бы, простейший закон — с ростом цены (в нашем случае кол-во усилий на преодоление цензуры) потребление падает — должен быть настолько очевидным, чтобы исключения из него воспринимались как исключения, а не как правило.

Так что прежде чем писать глупость "что в нынешних условиях совать взятку цензору придётся не за то, чтобы пропустил, а за то, чтобы запретил." не мешало бы автору хотя бы один пример такой взятки привести, благо история цензуры в нашей стране очень длинная

5) "Вообще роль помех в творчестве требует пересмотра." Классическая ошибка, которую и вы сами не оценили, написав ранее "благотворны те рамки, которые автор выбирает самостоятельно"
This page was loaded Nov 20th 2018, 12:40 pm GMT.